Публикация

Проблема взыскания долгов

Процесс взыскания долгов условно можно разделить на три этапа, это досудебное урегулирование возникшей ситуации, непосредственно сам судебный процесс и основное, и самое трудное - это принудительное исполнение решения суда (исполнительное производство).

Однако я предлагаю рассмотреть немного иной алгоритм, скажем так - не взыскания долгов, а работы по контролю за дебиторской задолженностью, в котором ключевую роль играют не только юристы, а целая команда профессионалов, как привлеченных, так и штатных специалистов кредитора (менеджеров по продажам, юристов, финансистов).

Прежде всего, я хотел бы обратить внимание, что основная, на мой взгляд, проблема возникновения долгов отчасти находиться в кредиторе, вернее в персонале кредитора, который отвечает за сопровождение данного должника, т.н. менеджерах.

Основная ошибка или, если можно так сказать, стереотип поведения, решения задачи взыскания долга - это привлечение юристов к этому процессу в самый последний момент, т.е., когда клиент (должник) уже не только не хочет идти на контакт, но и по разным причинам уже и не может.

Процесс взыскания долга должен начинаться еще на стадии подписания договора, это может показаться странным, но я не призываю рассматривать клиента как потенциального должника, а лишь призываю подходить к процессу переговоров при заключении договора как к основополагающему, начинающему историю отношений с контрагентом.

Для этого не достаточно просто заключить типовой договор, необходимо тщательно проанализировать будущего партнера и для этого необходимо привлекать профессионалов (юристов, финансистов), которые окажут помощь в проверке надежности будущего контрагента и минимизируют возможные риски. Важность этого этапа нельзя упускать, поскольку именно тут и принимается решение, при наличии всех плюсов и минусов, о работе с контрагентом.

Следующий этап после заключения договора - это контроль за исполнение условий заключенного договора. Эту задачу, как правило, выполняют сотрудники службы продаж или коммерческого отдела, они на «прямой» связи с клиентом и должны чутко реагировать на все изменения в поведении контрагента.

На этом этапе совершаются первые серьезные ошибки, приводящие к образованию в будущем долга. При возникновении нештатной ситуации менеджер самостоятельно пытается решить возникшую проблему (изменяет сроки оплаты, поставки, проводят переговоры и т.д.) и все это без привлечения юристов и других заинтересованных служб. Об итогах таких действий юристы и финансисты узнают уже по факту, когда все эти действия не дали никакого результата, что согласитесь в корне не верно. Именно на этом этапе начинается досудебный процесс урегулирования спора, а не как многие думают направления должнику претензионного письма. Команда профессионалов, менеджеров, юристов и финансистов вырабатывают устраивающий всех вариант исполнения должником обязательств (подписываются изменения к договору, прорабатывают обеспечительные обязательства, предоставляется рассрочка, проводятся зачеты и т.д.).

Основная задача этого этапа - это оказание помощи должнику в исполнении обязательств и сохранение деловых отношений с клиентом, а не доведение ситуации до судебного спора.

Этап взыскания долга в судебном порядке возникает, когда стороны уже не могут найти общее понимание решения сложившейся ситуации либо должник отказывается от исполнения договора или просто пропадает (к сожалению такое бывает, и не так редко, как могло бы показаться). Исполнение этого этапа целиком и полностью зависит от правильных действия сотрудников на предыдущих этапах (к примеру, неверное оформление первичной документации на товар, услугу, недостаточность документов в подтверждение неисполнение или ненадлежащего исполнения договора и т.д.). Другим словами при отсутствии достаточных документов, доказать наличие долга будет куда сложнее и потребует значительно больше времени, которое на данном этапе очень дорого для кредитора (должник в это время может предпринять шаги для ухода от ответственности). Успешное проведение и завершение этого этапа зависит от профессионализма работающих на стороне кредитора юристов. Закон наделил кредитора не малыми правами, которыми редко кто пользуется в судебном процессе.

И завершающе процесс взыскания долга это принудительное исполнение решения суда. Его тоже можно разделить на два подэтапа – это взыскание долга силами кредитора или при помощи службы судебных приставов. Любой из озвученных вариантов может затянуться на срок от 2 месяцев до нескольких лет и зависит это все опять-таки от грамотной и слаженной работы всех специалистов на предыдущих этапах (заключение договора, контроль исполнения условий договора, досудебное урегулирование).

Принудительное исполнение решения суда один из самых сложных процессов, только лишь по той причине, что должника принуждают к выполнению тех обязательств, о выполнении которых стороны не могли договориться. Данный этап зачастую ставит крест на дальнейшем деловом сотрудничестве. Однако даже здесь можно расстаться «друзьями» и найти много способов погашения долга, законодатель предоставил взыскателю широкий набор прав и возможностей, главное грамотно ими воспользоваться (начиная с соглашения о рассрочке до передачи имущества т.д.).

Полагаю, что эти этапы наиболее эффективны в совокупности, но выполнение их это большой труд всего персонала компании и редко в какой компании они соблюдаются, а еще в меньшем количестве они прописаны как локальные акты и обязательны для исполнения.