Публикация

Штатный юрист или юрист-консультант?

Штатный юрист действует в полном соответствии с общей стратегией ведения бизнеса компании. Он принимает участие в разработке документации предприятия и потому несет ответственность за четкость и законность каждой фразы. При этом компания каждый месяц расходует определенную сумму, которая достаточно долгое время остается стабильной. Юрист-сотрудник фирмы вызывает гораздо больше доверия у руководителя, чем юрист, приглашенный со стороны.

Но даже высокопрофессиональный юрист не всегда бывает специалистом во всех отраслях права. Поэтому, если в компании не создан юридический отдел, в котором сферы деятельности разделены, из-за неосведомленности юриста по некоторым вопросам у фирмы могут возникнуть проблемы во взаимодействии, например, с налоговой инспекцией. У штатного юриста зачастую не бывает возможности взглянуть на ситуацию «со стороны». Немаловажную роль играет и человеческий фактор: сотрудник может заболеть, взять декретный отпуск или принять решение об увольнении в самый неподходящий для этого момент.

Основная задача юриста (не важно, штатного или внешнего) – качественное оперативное юридическое сопровождение деятельности копании по заблаговременному выявлению и минимизации рисков, – комментирует Надежда Кузнецова, директор юридической компании «LEXTA». – Однако практика большинства компаний Нижнего Новгорода свидетельствует о том, что значительную часть времени штатные юристы тратят на разрешение текущих (повседневных) задач деятельности предприятия, тем самым не оставляя времени на определение стратегической «линии защиты» компании и ведения правовой работы на «опережение». В связи с этим при возникновении нестандартной, отличающейся от каждодневной работы ситуации штатному юристу требуется значительно больше времени, которого зачастую нет, для принятия верного решения. Юридическая компания в данной ситуации выступает в качестве специалиста, имеющего знание и опыт в необходимых отраслях права, не ущемляя тем самым роль и позицию штатного юриста».

Обращение за консультацией к юридической компании приводит к тому, что поиском оптимального решения проблемы занимается не один человек, а целая группа специалистов. Даже при составлении договора требуется быть специалистом не только в области гражданского, но и валютного, антимонопольного, таможенного права, и нужно выбрать такие формулировки, которые не вызовут вопросов у проверяющих органов.

Однако при сотрудничестве с юристом, приглашенным извне, у руководства компании возникает ряд вопросов, на которые мы попросили ответить наших экспертов.

- Приглашение юриста-консультанта неизбежно приводит к необходимости его взаимодействия со штатным юристом. Как должны выстраиваться их взаимоотношения, чтобы фирма получила эффективную юридическую поддержку?

По мнению Надежды Кузнецовой, работу штатного юриста и сотрудников юридической компании нельзя рассматривать как конкуренцию: «Юридическая компания, «отвлекая» на себя наиболее сложные, нештатные ситуации и вопросы, требующие значительного времени, предоставляет возможность штатному юристу более углубленно и качественно решать текущие задачи, не тратя времени на изучение специфических отраслей права».

Иными словами, происходит разделение обязанностей между штатным юристом и приглашенным специалистом. Подобный алгоритм удобен и выгоден каждой стороне: работодателю тем, что поставленные задачи решаются оперативно и качественно; юристу – потому что появляется возможность работать с текущими и каждодневными задачами «на опережение», а также получать соответствующий опыт в малоизученных отраслях; и в итоге все юридические вопросы в компании решаются на высоком профессиональном уровне.

Юридическая компания может привлекаться как на постоянной основе (абонентское обслуживание), так и единовременно для выполнения конкретных задач. Если же говорить о самой «механике» взаимоотношений, то здесь все индивидуально: в отдельных случаях штатный юрист становится «членом команды» юридической компании и они работают сообщая, обмениваясь имеющимся опытом и знаниями; иногда юридическая компания работает «автономно», не отнимая времени у штатного юриста и привлекает его только эпизодически.

Исходя из практики нашей компании, основные услуги, которые мы оказываем нашим клиентам при наличии штатных юристов, – это работа, требующая значительных временных ресурсов: сложные судебные дела, сопровождение проектов, представление личных интересов владельцев бизнеса, – отмечает Надежда Кузнецова. – В последнее время мы чаще выступаем в качестве центра правовой экспертизы принимаемых управленческих решений, поскольку внешний юрист независим в оценках, что позволяет ему увидеть как вероятные, так и реальные негативные, с правовой точки зрения, сценарии запланированных операций (мероприятий)».

- Когда фирма консультируется с сотрудником юридической компании, ему предоставляется доступ ко всей документации, необходимой для правовой защиты фирмы. Какие предусмотрены гарантии защиты коммерческой тайны фирмы?

Как отмечает Александра Кирпичева, юрист ООО «Славский и партнеры», в настоящее время действует Федеральный закон от 29 июля 2004г. №98-ФЗ «О коммерческой тайне», в котором понятие «коммерческая тайна» определено так: «конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду».

«Гражданским правом РФ установлено наказание за разглашение коммерческой тайны, – объясняет Александра Кирпичева. – Хотя гражданско-правовая защита не предусматривает таких строгих санкций, как уголовная, действие гражданской защиты простирается гораздо дальше. Мера наказания зависит от размера ущерба, причиненного владельцу коммерческой тайны ее нарушением, и того значения, которое эта конкретная тайна имела для владельца».

В самой организации принимаются меры по защите коммерческой тайны. На материальные носители информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) сопроводительные документы наносится гриф «Коммерческая тайна» с указанием ее обладателя. Фирма заключает с сотрудниками, имеющими доступ к конфиденциальной информации, и с контрагентами договор о неразглашении коммерческой тайны.

Приглашенный юрист-консультант также обязан заключить такой договор как партнер по бизнесу и сотрудник фирмы. Отдельно следует обговорить ситуацию, когда юридической фирме потребуется доступ к документации, которую, согласно пункту 3 статьи 183 УПК, даже представители государственных структур не имеют право получить без санкции прокурора.

Однако не вся информация может быть отнесена к категории коммерческой тайны. Существует официально утвержденный перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну (Постановление Правительства РСФСР «О передаче сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» от 5 декабря 1991г. №35): 

  • учредительные документы;
  • документы финансово-хозяйственной отчетности;
  • документы о платежеспособности;
  • сведения о численности работающих, их составе, заработной плате, наличии свободных рабочих мест; 
  • документы об уплате налогов и обязательных платежей; 
  • сведения о соблюдении установленных правил охраны труда;
  • сведения о соблюдении установленных норм охраны окружающей среды;
  • сведения о нарушении антимонопольного законодательства;
  • сведения о реализации продукции, причинившей вред здоровью населения;
  • сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, акционерных обществах и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.


На первых порах можно поручить юристу-консультанту работу, предполагающую обращение к общедоступной документации. Впоследствии, когда руководство организации получше узнает своего партнера-юриста, его уже можно допускать и к конфиденциальной информации.

Таким образом, при правильной организации работы штатного юриста и юриста-консультанта, можно обеспечить эффективную правовую защиту компании, действуя в русле общего курса ведения бизнеса и политики сохранения конфиденциальности фирмы.

Материал подготовила Алена Красильникова
Рекламно-информационный журнал
«Нижегородский коммерсант»
№9 от 05 октября 2009 г.