Публикация

Юридический аутсорсинг, плюсы и минусы, а также основные нюансы

Юридические риски — от гражданско-правовых, связанных с контрагентами, до рисков взаимоотношений с многочисленными государственными органами, — сопровождают любой бизнес. А с учетом изменений, регулярно вносимых в законодательство и судебную практику, становится очевидным, что без специализированного правового обеспечения отслеживать эти риски и работать с ними крайне сложно. Осознание российскими предпринимателями этого факта приводит ко все возрастающему числу обращений в юридические компании, работающие по договору аутсорсинга.           
 
Внештатные преимущества
 
«На мой взгляд, противопоставлять штатных юристов аутсорсинговой юридической компании не следует, — говорит Александр КУЗНЕЦОВ, управляющий партнер юридической компании «ЛЕКСТА».— Так, если речь идет о крупной организации, то данный вид услуги может спокойно сочетаться с работой юридического отдела, который выполняет рядовые обязанности и решает текущие вопросы, в то время как юристы-аутсорсеры работают над неким проектом, требующим глубоких компетенций в определенном виде права. Если же говорить о среднем бизнесе, где нет потребности в больших объемах юридической помощи, то здесь аутсорсер берет на себя функции штатного юридического отдела, но при этом выполняет их на ином качественном уровне».
 
«Юридическая служба организации, как правило, требует значительных расходов, в частности, направленных на предоставление и содержание рабочих мест, повышение квалификации, уплату налогов и иных отчислений, а также заработной платы, – поясняет исполнительный директор Группы юридических компаний «ЮрСтандарт» Роман ПИРОГОВ. – Но даже при таких внушительных «вложениях» сотрудники штатной юридической службы, имея высокую квалификацию, не всегда способны действовать оперативно, эффективно и разносторонне. Следовательно, встает вопрос о рентабельности штатной юридической службы и/или достаточной компетентности ее сотрудников, поскольку действия, совершаемые ими в пределах кадровых функций, зачастую не соответствуют их реальной рыночной стоимости или активной позиции работодателя, и его ожиданиям».


По словам Романа Пирогова, юридический аутсорсинг обладает следующими неоспоримыми преимуществами:


- всегда рентабелен, поскольку не требует излишних затрат, связанных с содержанием штатных сотрудников (кроме того, допускается определение индивидуальных условий исходя из бюджета обслуживаемой организации); имеет фиксированную стоимость, соответствующую объему услуг, оказываемых в рамках программы аутсорсинга;
- поскольку обслуживание производится дистанционно, не требуется предоставления рабочей площади; при этом не исключается возможность оказания услуг по месту необходимости;
- как правило, юридические компании уделяют особое внимание кадровому менеджменту, принимая в штат исключительно квалифицированных сотрудников узкой специализации, что позволяет эффективно и оперативно решать как промежуточные задачи, требующие определенных знаний и навыков, так и сложные комплексные задачи, требующие командного участия;
- уровень компетентности сотрудника юридической компании, предоставляющей услуги аутсорсинга, непрерывно возрастает за счет регулярных тренинговых мероприятий и интенсивной практической деятельности, что впоследствии отражается на качестве услуг аутсорсинга, удовлетворяя потребностям клиента и не требуя от него дополнительных усилий и затрат на повышение квалификации сотрудников;
- построение эффективной системы управления юридической компании обеспечивает контроль над деятельностью сотрудников, действующих в рамках программы аутсорсинга, и, соответственно, регулярной отчетности перед клиентом, что позволяет объективно оценивать качество и эффективность услуг;
- конфиденциальность деятельности.
 
«Клиент, привлекающий юридическую компанию на аутсорсинг, понимает, что его интересы и его защиту осуществляет не один человек, исходя из своего опыта, а целый коллектив. К тому же отношения между юридической компанией и клиентом строятся на договоре, что дает возможность четко прописать ответственность за выполненную (либо невыполненную) работу и ее качество, в то время как к штатным сотрудникам можно применить только те нормы ответственности, которые предусмотрены в трудовом законодательстве», – резюмирует Александр Кузнецов.
 
Преодолимые сложности


«Сложно говорить о «подводных камнях» или скрытых недостатках юридического аутсорсинга, поскольку статистика говорит об их отсутствии, – отмечает Роман Пирогов. – Однако во избежание разногласий между обслуживаемой организацией и юридической компанией следует уделять внимание объему услуг, закладываемому индивидуально в программу аутсорсинга, а также совместным мероприятиям, направленным на постановку целей и задач, мониторинг взаимодействия и внесение коррективов в условия сотрудничества». В первом случае анализ собственных потребностей в юридической поддержке обслуживаемой организацией исключит нерациональность затрат и, соответственно, возможность возникновения претензий в будущем. Во втором – ежемесячные или ежеквартальные мероприятия (собрания, брифинги) восполнят отсутствие регулярного личного контакта между руководящими составами клиента и юридической компании, позволят увеличить степень эффективности взаимодействия, не допустив при этом расхождений относительно целей программы аутсорсинга.
 
            «Конечно, прописать в договоре аутсорсинга все нюансы невозможно, так как практика оказывается куда более многогранной. Однако следует учитывать, что когда клиент выбирает компанию-аутсорсера, он выбирает не столько наемного работника, сколько партнера, которому доверяет. Поэтому, что бы ни было прописано в условиях договора, между сторонами должно сложиться доверительное отношение, что позволит регулировать все конфликтные ситуации», – добавляет Александр Кузнецов.
 
По словам Романа Пирогова, единственной трудностью для аутсорсеров является первоначальная адаптация к новому направлению деятельности, принятому на обслуживание, что обусловлено спецификой взаимоотношений, изначально выстроенных с клиентом, и особенностями системы управления обслуживаемой организации. «Но это, безусловно, дисциплинирует и заставляет быть в тонусе, что в итоге приносит исключительно положительный результат. Преодолевая подобные трудности, аутсорсеры повышают собственный уровень развития как профильных специалистов данного вида деятельности, что также позволяет избежать возникновения отношения к исполняемым ими функциям как к рутинной и однотипной работе», – подчеркивает эксперт.
 
 "Как правило, мы сталкиваемся только с одной проблемой: в то время как руководитель компании понимает ценность качества нашей услуги, ее не всегда понимает подчиненный. И для того чтобы качественно выполнять свою работу, нам приходится переламывать стереотипы мышления и поведения сотрудников. Но в этом, как правило, помогает топ-менеджмент компании, который понимает, что вверенный ему бизнес нужно перестраивать и обеспечивать его грамотное юридическое сопровождение с целью минимизации финансовых рисков», – говорит Александр Кузнецов.
 
«Люди устроены таким образом, что скептически относятся практически ко всему новому и неизвестному для них, – добавляет Роман Пирогов. – И если говорить о недоверии на начальном уровне разработки программы аутсорсинга, то оно определенно присутствует, даже если складывается впечатление об установлении доверительных отношений. Однако правильнее было бы назвать это должной осмотрительностью руководителей и считать уместным, так как юридический аутсорсинг является сравнительно новым продуктом на рынке юридических услуг и предполагает необходимость раскрытия конфиденциальной информации обслуживаемой организацией, вверение специалистам юридической компании собственных проблем и соответствующих полномочий. Но, как правило, вопрос о сомнении или недоверии разрешается в пользу честных корпоративных отношений».
 
Часто задаваемые вопросы


Согласно статистике Группы юридических компаний «ЮрСтандарт», наибольшая потребность при реализации программ юридического аутсорсинга возникает по вопросам:
- анализа и разработки документации (договоров, внутренних документов обслуживаемой организации);
- сопровождения крупных сделок, их структурирования и обеспечения безопасности, участия в переговорах с контрагентами;
- урегулирования задолженности (взыскание, реструктуризация долгов);
- разрешения налоговых споров и оптимизации налогообложения;
- создания дочерних и зависимых компаний обслуживаемых организаций;
- судебного представительства интересов обслуживаемых организаций;
- урегулирования корпоративных споров;
- соблюдения законодательства в рамках деятельности обслуживаемых организаций.
«Настоящий перечень обобщен по видовому критерию услуг, однако на практике затрагивает различные правоотношения, с учетом всей их специфики и применяемого законодательства», – поясняет Роман Пирогов.
 
 По наблюдению Александра Кузнецова, в последние годы юридические притязания предпринимателей сместились в корпоративный сектор.«Если раньше к нам обращались по вопросам, связанным с хозяйственной деятельностью предприятия, то сегодня значительное число споров вызывают вопросы управленческого характера – так называемые корпоративные споры, когда один учредитель решил каким-либо образом изменить направление деятельности компании, либо когда два учредителя или более решили разойтись, и так далее, – отмечает эксперт. – В большинстве случаев клиенты обращаются уже по факту возникновения проблемы, но и это можно считать положительной тенденцией. Частота обращений свидетельствует о том, что в сознании людей что-то меняется — и в первую очередь понимание, что доверять ту или иную работу, не говоря уже о решении конкретной проблемы, нужно только соответствующему специалисту».
 
Подготовила Екатерина АНИКИНА
Журнал "Нижегородский коммерсант"