Публикация

Распределение обязанностей по вывозу ТБО в Нижегородской области

Не редко мы наблюдаем такую картину, как несанкционированные скалки ТБО (твердых бытовых отходов), и как правило это начинает беспокоить жителей с приходом весны и до первого снега.

Так как же обстоят дела в данной сфере и кто за это должен отвечать.

Нормативные акты:

В соответствии с п. 1 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 16.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.

Согласно п. 2 ст. 5 Закона Нижегородской области от 10.09.2010г. №144-З «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области» субъекты отношений в сфере обеспечения чистоты и порядка исполняют предусмотренные настоящим Законом обязанности по обеспечению чистоты и порядка принадлежащих им объектов самостоятельно или с привлечением лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности, на основании договора (специализированные (подрядные) организации) или в силу закона. Условия договоров должны обеспечивать выполнение требований к уборке и содержанию объектов, установленных настоящим Законом. При наличии указанных договоров и надлежащем исполнении заказчиком своих обязательств по договору ответственность за своевременное и надлежащее производство работ по уборке и содержанию объектов в соответствии с настоящим Законом возлагается на лицо, осуществляющее соответствующие виды деятельности и заключившее такой договор. В случае передачи объектов в пользование обязанности по обеспечению чистоты и порядка соответствующих объектов определяются сторонами самостоятельно в соответствии с договором.

В соответствии с Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997г. №155, устанавливаются условия заключения соответствующих договоров с населением. При этом обязательства и ответственность мусоровывозящей компании определяются условиями договора, установленных сторонами с учетом требований санитарного законодательства.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Согласно п.п. д) п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.

Согласно ст. 210 ГК РФ, ч. 3 ст. 30 ЖК РФ бремя содержания имущества входит в обязанности собственников имущества.

Выводы:

1) Органы местного самоуправления несут ответственность за организацию сбора и вывоза мусора и отходов, что подразумевает создание необходимых предпосылок для обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования. Например, ликвидация несанкционированных свалок на территории муниципального образования, создание муниципальных организаций, осуществляющих вывоз отходов в случае отсутствия иных (коммерческих, государственных) организаций, осуществляющих аналогичную деятельность на территории муниципального образования, ведение информационной и разъяснительной работы среди населения и организаций, выделение в необходимых случаях участков для размещения площадок для сбора мусора, разработка схем санитарной очистки поселений.
2) Обязанность по обеспечению вывоза отходов, образующихся в многоквартирных домах относится на организации, осуществляющие управление данными домами согласно договоров на управление многоквартирными домами, предусматривающими обязанность таких организаций оказывать услуги по содержанию общего имущества дома. Аналогичные обязанности в отношении ТСЖ, жилищных кооперативов.
3) Обязанность по обеспечению вывоза отходов, образующихся в частном жилом секторе, при непосредственном управлении многоквартирным жилым домом, при эксплуатации отдельно стоящих зданий и сооружений относится на собственников (в установленных случаях владельцев, пользователей) таких зданий и сооружений.


С уважением,
Юридическая компания "LEXTA"