Каким образом должен быть оформлен акт оказания услуг, если выставлена претензия? Может ли акт оказания услуг служить основанием для судебных разбирательств?

Транспортно-экспедиционная компания, далее (ТЭК), для выполнения заказа Грузоотправителя (Заказчик) привлекает компанию Перевозчика. Перевозчик осуществляет перевозку по транспортной накладной. В процессе перевозки происходит повреждение груза, о чем Грузополучателем составляется АКТ и делаются отметки в Транспортной накладной, выставляется претензия ТЭК. Данную претензию ТЭК перевыставляет Перевозчику. Компания Перевозчик для оплаты сдает ТЭК акт оказания услуг с приложением транспортной накладной и Акта повреждения. В акте оказания услуг есть текст: Вышеперечисленные услуги выполнены полностью и в срок. Заказчик претензий по объему, качеству и срокам выполнения оказания услуг не имеет. Акт оказания услуг должен быть подписан в течение 5 рабочих дней, а претензию Заказчик вправе выставить в течение 1 года. То есть ТЭК может узнать о выставленной претензии либо на момент осуществления выгрузки, либо на момент когда акт оказания услуг Перевозчика уже подписан и уже может пройти оплата. Вопрос: Каким образом должен быть оформлен акт оказания услуг, если выставлена претензия. Каким образом влияет указанный текст в подписанном с обеих сторон (ТЭК и Перевозчик) акте оказанных услуг на урегулирование споров в суде. Может ли Перевозчик отказаться от признания претензии, сославшись на подписанный акт оказанных услуг, а именно на указанный текст. Может ли акт оказания услуг служить основанием для судебных разбирательств и может ли суд на этом основании вынести решение об отказе в признании претензии. Какова в этом случае позиция суда.
Ваши ФИО:: 
Администратор
Ответ: 

Согласно п. 1 ст. 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Первичным бухгалтерским документом, подтверждающим обоснованность расчетов за перевозки грузов, совместно с транспортной накладной является путевой лист, форма которого утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте". Данная форма путевого листа предусматривает наличие отрывного талона, который заполняется заказчиком (в данном случае ТЭК) и служит основанием для предъявления организацией-перевозчиком (в данном случае Перевозчиком) счета на оплату транспортных услуг.

Пунктом 9 Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом" (далее - Постановление N 272) предусмотрено, что транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется на одну или несколько партий груза, перевозимую на одном транспортном средстве, в 3 экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика.

Транспортная накладная подписывается грузоотправителем и перевозчиком и заверяется печатью перевозчика, а в случае если грузоотправитель является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, - также печатью грузоотправителя.

В контексте п. 9 Постановление N 272 перевозчиком является ТЭК, т.к. именно он (согласно текста вопроса) осуществлял перевозку, хоть и с привлечением третьей организации (Перевозчика).

При оформлении путевого листа перевозчик обязан предоставить документ, подтверждающий выполнение договора перевозки качественно и в срок. Данным подтверждением является товарная накладная с отметкой грузополучателя о приеме груза без замечаний.

В свою очередь порядок составления претензий и актов качеству перевозки грузов регламентируется ст. 38 и разделом VI Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".

Таким образом, изложенная в описательной части вопроса ситуация может возникнуть при условии ненадлежащего контроля за оформлением путевого листа и прилагаемой к нему транспортной документации.

Из текста вопроса нельзя определить какой гражданско-правовой договор заключен между ТЭК и Перевозчиком, однако в любом случае, при приеме результата ТЭК вправе проверять качество оказываемой Перевозчиком услуги (проверка правильности заполнения путевых листов и приложенных к нем транспортной документации).

Во взаимоотношениях между ТЭК и Перевозчиком ТЭК выступает заказчиком и имеет право, при наличии оснований для возникновения ответственности Перевозчика перед компанией ТЭК за оказываемую услугу, направить в адрес Перевозчика мотивировочный отказ (возражения) приемки услуг, либо указать данные возражения в тексте акта приемки услуг.

Подписание акта приемки оказанных услуг без замечаний существенно затрудняет защиту ТЭК своих нарушенных прав в судебном порядке, поскольку акт оказания услуг, является одним из основополагающих документов в судебных спорах данного характера и подтверждает качество оказываемой услуги.